Занятие 1. Готовность к профессиональному самоопределению

 Девятиклассник, мы начинаем курс занятий «МОИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ». Цель наших занятий состоит в том, чтобы каждый из вас определился в том, куда он пойдет учиться после окончания 9-го клас­са. Если кто-то из вас уже сделал выбор, то эти занятия помогут ему ут­вердиться в правильности выбора.

На занятиях вам будут предложены различные тесты, которые помо­гут в профессиональном определении. Вы познакомитесь с новыми про­фессиями, также узнаете о том, что влияет на выбор вами профессии, каковы типичные ошибки при профессиональном определении.

В общем, будем работать на этих занятиях в режиме сотрудничества: я обеспечиваю вас информа­ционным и диагностическим материалом (тестами), а вы анализируете и делаете выводы. 

Цели сегодняшнего занятия - познакомиться с тем, что такое профессиональное самоопределение.

_______________________________________________________

Самоопределение – выбор и установка личностью индивидуальных жизненных ценностей и стереотипов поведения, потребностей и перспектив, установление критериев собственной оценки.

В процессе жизни личность познает и структурирует ее смысл, устанавливает цели своего существования: зачем живет, кем хочет быть и какое занимать место в обществе.

Условно, самоопределение является этапом социализации, объединением и сопоставлением знаний о себе и окружающей действительности.

По мнению исследователей, самоопределение является трехсторонним процессом, и может быть:

  • Личностным. Процесс формирования представления о нормах морали и собственных ценностях. Индивид осознает, каким он хочет стать в условиях нынешнего общества.

  • Профессиональным. Определение человеком сферы труда и будущей профессии. Принимается решение, где и кем он хочет трудиться.

  • Социальным, или жизненным. К этой категории относится поиск смысла жизни и жизненной стратегии, ответа на вопрос «Чего я хочу достичь?».

Сущность процесса профессионального самоопределения личности - это становление выбора, учитывая собственные возможности и задатки, а также сопоставление их с наиболее важными требованиями рынка труда и отдельных профессий.

Ученые считают, что профессиональное самоопределение - это формирование у человека собственных трудовых интересов и начинается оно в абсолютно неосознанном возрасте.

Так, Е.А. Климов выделяет:

  • Стадия допрофессионального развития личности (длится от 0 до 11 лет). У ребенка устанавливается игровая и учебная деятельность, в которой он приобретает элементарные жизненные навыки, интересы, отождествляет себя в некоторой мере с теми или иными видами труда.

  • Стадия выбора профессии или стадия оптации (длится от 12 до 18 лет). Происходит осознание общих интересов, наклонностей, собственных возможностей и как следствие выбор будущей профессии.

  • Стадия формирования профессионала (длится от 18 до 25 лет). Научение профессиональной деятельности, подготовка соответствующих знаний умений и навыков. Адаптационные процессы труда и начало работы.

На всех осознанных стадиях личностью устанавливаются и вырабатываются цели и задачи, которые впоследствии соотносятся с нормами и требованиями общества относительно определенного типа труда. Они сознательно реализуются через ресурсы, социальные интересы, ценности будущего специалиста.

Этап формулировки намерений и выбора профессии чаще всего связывают с периодом обучения юношей и девушек в старших классах общеобразовательной школы.

Посмотри видео  


 В психологии и педагогике готовность к профессиональному самоопределению определяется сочетанием ряда факторов, которые отражают разные стороны человека: физическая подготовленность, психологическое состояние и так далее. Когда наступает готовность к профессиональному самоопределению, то личность уже настроена на совершение действий, которые важны для достижения желаемой цели: создает необходимые условия, восполняет недостаток информации, посещает тренинги, составляет возможный план действия и так далее.


Пройди тестирование и определи собственный уровень готовности к профессиональному самоопределению.

9-А 
Основная ссылка:

9-Б 
Основная ссылка:

По возникшим вопросам пиши по адресу oaleksanova6@gmail.com