Девятиклассник, мы начинаем курс занятий «МОИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ». Цель наших занятий состоит в том, чтобы каждый из вас определился в том, куда он пойдет учиться после окончания 9-го класса. Если кто-то из вас уже сделал выбор, то эти занятия помогут ему утвердиться в правильности выбора.
На занятиях вам будут предложены различные тесты,
которые помогут в профессиональном определении. Вы познакомитесь с новыми профессиями, также узнаете о том, что влияет
на выбор вами профессии, каковы типичные ошибки при профессиональном
определении.
В общем, будем работать на этих занятиях в режиме сотрудничества: я обеспечиваю вас информационным и диагностическим материалом (тестами), а вы анализируете и делаете выводы.
Цели сегодняшнего занятия - познакомиться
с тем, что такое профессиональное самоопределение.
Самоопределение – выбор и установка личностью индивидуальных жизненных ценностей и стереотипов поведения, потребностей и перспектив, установление критериев собственной оценки.
В процессе жизни личность познает и структурирует ее смысл, устанавливает цели своего существования: зачем живет, кем хочет быть и какое занимать место в обществе.
Условно, самоопределение является этапом социализации, объединением и сопоставлением знаний о себе и окружающей действительности.
По мнению исследователей, самоопределение является трехсторонним процессом, и может быть:
Личностным. Процесс формирования представления о нормах морали и собственных ценностях. Индивид осознает, каким он хочет стать в условиях нынешнего общества.
Профессиональным. Определение человеком сферы труда и будущей профессии. Принимается решение, где и кем он хочет трудиться.
Социальным, или жизненным. К этой категории относится поиск смысла жизни и жизненной стратегии, ответа на вопрос «Чего я хочу достичь?».
Ученые считают, что профессиональное самоопределение - это формирование у человека собственных трудовых интересов и начинается оно в абсолютно неосознанном возрасте.
Так, Е.А. Климов выделяет:
Стадия допрофессионального развития личности (длится от 0 до 11 лет). У ребенка устанавливается игровая и учебная деятельность, в которой он приобретает элементарные жизненные навыки, интересы, отождествляет себя в некоторой мере с теми или иными видами труда.
Стадия выбора профессии или стадия оптации (длится от 12 до 18 лет). Происходит осознание общих интересов, наклонностей, собственных возможностей и как следствие выбор будущей профессии.
Стадия формирования профессионала (длится от 18 до 25 лет). Научение профессиональной деятельности, подготовка соответствующих знаний умений и навыков. Адаптационные процессы труда и начало работы.
На всех осознанных стадиях личностью устанавливаются и вырабатываются цели и задачи, которые впоследствии соотносятся с нормами и требованиями общества относительно определенного типа труда. Они сознательно реализуются через ресурсы, социальные интересы, ценности будущего специалиста.
Этап формулировки намерений и выбора профессии чаще всего связывают с периодом обучения юношей и девушек в старших классах общеобразовательной школы.
Посмотри видео