Занятие 2 Классификация профессий

 Ни один человек в мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни. На сегодняшний день существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них, со своей системой требований к человеку, можно назвать профессией. Специальность  же – это вид занятий в рамках одной профессии. Например, профессия – учитель, а специальность – учитель музыки, профессия – водитель, а специальность? … правильно – водитель троллейбуса.

 Классификация профессий:

1) По предмету труда (типы) – на что направлен труд.

2) По целям труда (классы) – какова конечная цель труда.

3) По орудия труда (отделы) – что использует, какой инструмент.

4) По условиям труда (группы) – где работает.

Начнем с характеристик типов профессий.


Типы профессий:

а) Предмет труда – техника, а система «человек – техника» (Ч-Т).

Это профессии, связанные с производством и техническим обслуживанием. Это, как правило, рабочие специальности: водитель, слесарь, токарь, столяр, строитель, наладчик автоматизированного оборудования и т.д.

б) Предмет труда – животный и растительный мир, а система «человек – природа» (Ч-П).

Это профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией т.д.

Пример: эколог, геолог, биолог, зоотехник, егерь.

в) Предмет труда – схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, химические и физические символы, а система «человек – знак» (Ч-Зн.).

Этот вид деятельности относится к умственному труду.

Пример: бухгалтер, оператор ПК, физик, кассир, верстальщик и т.д.

г) Предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерская деятельность, а система «человек –художественный образ» (Ч-Х).        Пример: дизайнер, декоратор, визажист, журналист, вокалист и т.д.

          Скажите, пожалуйста, а профессию инженера к какому типу профессий можно отнести? Правильно. К системе Ч-Т и Ч-Зн. Я не случайно задал такой вопрос, а в качестве примера взял профессию инженера. На этом примере мы с вами ознакомимся с классами профессий, но вначале теоретическая информация.

          Классы профессий

          Внутри типа профессии делятся на классы в соответствии с целями труда (конечная цель).

          а) Гностические («гнозис» - знание) (гн). Цель – узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить по заранее известному признаку.

          б) Преобразующие (пр). Цель – изготовить по образцу.

          в) Изыскательские (из). Цель – придумать, изобрести, вывести новую схему или формулу.

Вывод: чтобы отнести профессию к определенному классу необходимо разобраться в конечной цели трудового процесса.

Вернемся к профессии «инженер». К какому классу она относится? Правильно, можно отнести ко всем трем. Надо учитывать, специализацию.

 Инженер-конструктор придумывает схему новой машины, выполняя рабочие чертежи. Цель – изобрести.  Правильно, это изыскательская профессия.

Инженер-технолог контролирует процесс по созданным схемам, вы­дает рекомендации по улучшению работы. Цель - преобразовать. Это преобразующая профессия.

Инженер-испытатель проводит проверку опытного образца с тем, что­бы в серийное производство попала машина с наименьшим числом де­фектов. Цель - проверить. Это гностическая профессия.

Теперь перейдем к характеристике отделов профессий.

Отделы профессий

Классы профессий подразделяются на отделы, в зависимости от ору­дий труда:

а)с использованием ручных орудий труда (р); это, в основном рабочие специальности, например каменщик - мастерок, маляр - кисть и т.д.;

б)с использованием машин с ручным и ножным управлением (м); пример; машинист, водитель;

в)с использованием автоматизированного оборудования (а); пример: оператор персонального компьютера;

г)с использованием функциональных возможностей (средств) организма (ф); пример: профессиональные спортсмены, актеры, дикторы и т.д.

Попробуйте привести свои примеры.

Молодцы, усвоили!

Группы профессий

Профессии также делятся на группы в зависимости от условий труда:

а) труд в обычных бытовых условиях (об); пример: бухгалтер, учитель и т.д.;

б) труд па открытом воздухе (о); пример: строители, работники сельского хозяйства и т.д.;

 в) труд в необычных условиях (и); пример: водолазы, шахтеры и т.д.;

 г) труд, сопряженный с повышенной моральной ответственностью за
здоровье, жизнь человека или за большие материальные ценности (мо);
пример: инкассаторы, врачи.

Определи свой тип профессии https://onlinetestpad.com/r5erws2r2bt2a