Занятие 2 Интересы, склонности и направленность личности.

 Притча о возможностях и способностях

Один человек как-то приехал в деревню. И вдруг увидел в курятнике орленка.

Он, словно петух или курица, ходил вразвалочку и клевал зерна.

Иногда его, будто цыпленка, долбали клювом петухи постарше, ничего не опасаясь.


Человек решил провести эксперимент. Взял орленка на руки, сказал:

— Ты же орел! Твое место в небе, ты должен летать!

Но орленок спрыгнул с его рук и заковылял обратно в курятник, клевать зерна.

На следующий день человек вновь взял орленка, отнес его на чердак, и вновь произнес:

— Ты же орел! Твое место в небе, ты должен летать!

А потом столкнул орленка вниз. Тот пролетел пару метров, но, оказавшись во дворе, опять потрусил в курятник.

На третий день человек взял орленка с собой в горы. Поднялся на самую высокую вершину и сказал:

— Ты же орел! Твое место в небе, ты должен летать!

На этот раз он постарался подкинуть орленка повыше.

Тот испугался, ведь внизу была пропасть.

Пришлось молодому орлу расправить крылья и полететь.

Он поднимался все выше и выше.

Далеко внизу остался и человек, и гора, и деревня, и курятник, и жившие там петухи с курами.

Всего на секунду пожалел орел, что он все-таки научился летать, и вновь ему захотелось назад, в уютный курятник.

Но тут его пронзила мысль, что его место — действительно в небе.

И тогда он понял, что всегда будет вспоминать и свой курятник, и деревню, и этого человека. Но назад к ним не вернется уже никогда.



Обсуждение.

Какой смысл несёт эта притча?

Нужны ли вам перемены? Почему?

Знаете ли вы ваши способности?

Что вы можете сделать, для изменения к лучшему?

Никто не знает силы своих способностей, пока он не испытал их.

Джон Локк

 Способности, склонности, интересы.

Задатки — это анатомо‑физиологические особенности, которые лежать в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития, осуществляющегося в процессе воспитания и обучения.

Б. М. Теплов отмечал, что врожденными могут быть лишь задатки, которые лежат в основе развития способностей .

Э. А. Голубева профессор, доктор психологических наук, способности понимает как некий сплав врожденного с приобретенным, удачный синтез социального и биологического в человеке.

Задатки становятся реальными способностями, реализуются, превращаются в действительность только через деятельность

То есть, способности формируются только в деятельности (игровой, учебной, трудовой).

Вне деятельности способностей вообще не существует… в известном смысле способности можно понимать как отражение деятельности. То есть, деятельность выступает как обязательное условие формирования способностей, без её (деятельности) невозможно узнать и развить свои способности.

Способности человека — способствуют легкости и быстроте приобретения, усвоения тех или иных знаний, умений и навыков.

Если вы с лёгкостью усваиваете тот или иной материал, быстро и легко овладеваете той или иной деятельностью, возможно там скрываются ваши способности. Будьте исследователями. Изучайте это.

Каждый из вас может вспомнить, когда обучаясь в школе или вузе, что одному человеку, те или иные знания даются легко, без особых усилий, а другой обливается потом при его изучении.

То есть неспособный проливает больше пота и слез, чем способный, которому все дается легче.

С позиции личностно — деятельностного подхода, способности понимаются как качества личности, являющиеся условиями успешного овладения и выполнения деятельности.

Способности являются динамическим образованием, они существуют в процессе постоянного развития. Способность, которая не развивается, отмечал Б. М. Теплов, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается. Только систематические занятия, постоянные упражнения позволяют поддерживать и развивать наши способности.

Способности – это активность самого человека, стремление овладеть все более сложными видами деятельности, получить более высокий результат. Вследствие проявления этой активности
способности переходят на новый, более высокий уровень своего развития.

Т. И. Артемьева обнаружила, что между деятельностью и способностями существует «двойная взаимочередующаяся зависимость». То есть деятельность развивает способности, а способности, развившись, совершенствуют деятельность. Далее новый, более совершенный уровень развития деятельности снова воздействует на развитие способностей. Таким образом, деятельность и способности взаимно развивают и совершенствуют друг друга.

Принято выделять общие и специальные способности. 

Общие способности (умственные, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и т.д.) обеспечивают овладение разными видами знаний и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности.

В отличие от общих специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным, специальным областям деятельности.

Выделяют следующие виды специальных способностей:

музыкальные,

математические,

лингвистические,

технические,

литературные,

художественно-творческие,

спортивные и ряд других.

Также различают теоретические и практические способности.

Теоретические способности связаны со склонностью человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, к логическому мышлению.

Практические способности лежат в основе склонности человека к конкретно-практическим видам деятельности.

Развитые способности к теоретической и практической деятельности встречаются у одного человека крайне редко. Большинство людей обладают либо первыми, либо вторыми. Только разносторонняя
одаренность обеспечивает высокий уровень развития теоретических и практических способностей.

Признаки способностей:

Высокий темп обучения (скорость научения).

Энергетическая экономность выполнения данной деятельности.

Широта переноса (возможность переноса выработанных умений и навыков в новую ситуацию), .

Индивидуальное своеобразие выполнения деятельности.

Оригинальность продуктов деятельности (нестандартные результаты).

Высокая мотивация (заинтересованность деятельностью).

Удовлетворение от данного вида деятельности.

Готовность к преодолению неблагоприятных условий деятельности.

Высокий уровень выполнения деятельности. 

Одаренность — своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.

Талант (от греч tаlаntоn – «вес, мера», затем – «уровень способностей) одними психологами отождествляется с одаренностью, другими рассматривается как высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных (математических, музыкальных, лингвистических, спортивных и т.д.).

Непрерывное развитие своих способностей, чаще всего трансформируется в талант

Определи склонности и сферу интересов.

Методика оценки склонности к различным сферам профессиональной деятельности Л.А. Йовайши

Карта интересов Голомштока